Авестийское имя Θraētaona, форма персидского имени Фаридун - "в три раза сильнее".
Траэтаона - герой иранской мифологии и «Шахнаме»., победитель дракона и царь из династии Пишдадидов, разделивший мир между своими тремя сыновьями.
Траэтаона - в иранской мифологии божество, убийца дракона Ажи-Дахаки, сын Атвйи. в - "Авесте" ядром мифа о Траэтаоне является его поединок с Ажи Дахакой; он убивает Ажи Дахаку - "с тремя пастями, с тремя головами, сильнейшего демонского друджа" ("Яшт" XIX 36-37, ср. Также V 34, IX 14, XV 24, XVII 34). То, что Ажи Дахака - друдж (от авест. "ложь"), позволяет предположить связь Траэтаона с аша ("правда"). Имя Траэтаона мотивируется исходя из сакральной роли числительного - "третий", от которого оно происходит (ср. Трита в - "Авесте" и - "Ригведе" и особенно ведийский Траитана, PB I 158, 5). Мотив троичности присутствует во всех эпизодах мифа о Траэтаоне. Трижды Траэтаона обезглавливает дракона (трёхголового), его подвиг трёхкратен. На основании ряда авестийских фрагментов восстанавливается мифологический мотив освобождения Траэтаона третьим из братьев (в - "Шахнаме" два других - Пормайе и Кеянуш), которые его предали, пленённых Ажи Дахакой сестёр Йимы Арнавач и Сахавач, на которых он женится. в - "Шахнаме" главный мотив поединка вводится в более широкий контекст: преследования Заххаком (Ажи Дахакой) Атибина (Атвйи), отца Фаридуна, - рождение Фаридуна - скитание в пустыне - встреча с сестрами Джамшида (Йимы) Арнаваз и Шахриназ - победа над Заххаком - освобождение сестёр (иногда говорится о дочерях Джамшида; в пехлевийских источниках упоминаются три сестры) - испытание Фаридуном сыновей (их трое - Салм, Тур и Эрадж) - раздел мира между сыновьями [Салму достаются Рум и запад, Туру - Чин (Китайский Туркестан) и Туран, Эраджу - Иран и Арабистан] - их междоусобная вражда - убийство третьего (младшего) из них Эраджа (с этого начинается борьба между Ираном и Тураном) - месть убийцам внуком Эраджа Манучехром - смерть Фаридуна. Мифологическая в своей основе борьба Фаридуна с Заххаком "историофицируется" и вводится в рамки подлинных конфликтов иранцев с семитами (Заххак - сын арабского царя). Вместе с тем происходит и процесс символического осветления и переосмысления двух противопоставленных друг другу персонажей: Заххак - тиран и чужеземец-завоеватель, Фаридун - тираноборец и освободитель. Наряду с этим в - "Шахнаме" отражены и некоторые архаичные мотивы, позволяющие поставить вопрос о связи поединка с драконом с праздником нового года, ядро которого составляет инсценировка убийства чудовища [ср. В поэме мотив переодевания Фаридуна драконом, освобождение вод, символику дождя, прекращающего засуху, и т.п.], Траэтаона и общеиндоевропейского образа - "третьего сына" [ср. Архаичный сказочный мотив AT 301 о предательстве братьев по отношению к третьему, самому младшему, о его путешествии по трём подземным царствам, встречах с тремя царевнами, поединке с трёх- (и т. д.) главым змеем, освобождении царевны, отыскании живой воды, спасении и женитьбе на царевне]. Из соответствий Траэтаона в других мифопоэтических традициях особое место занимает древнеиндийский Трита. Высказывается гипотеза (Д. С. Раевский) о соответствии Траэтаона и Таргитая, первого человека скифской легенды (у Геродота ср. Связь Траэтаона с первочеловеком Йимой), отца трёх сыновей, чьи образы моделировали основные трёхчленные структуры, присущие социальной и политической организации скифского общества [ср. Пехлевийскую версию ("Айаткар и джамаспик", 39-45; "Денкарт" VII 1, 28), где между тремя сыновьями Фретона распределяются социальные функции: Сальм - богатство, Тоз - воины, Эрич - религия и право].
B. H. Топоров
Комментарии: (0)