Итальянское имя (Cajetan), объяснение - "из города Гаэты". Форма имени Гаэтано.
Каэтан, так звали отца известного русского пейзажиста начала 20го века Витольда Бялыницкого-Бирули.
КАЭТАН, Гаэтан (Caietanus) Томмазо де Вио (20 февраля 1468, Гаэта -10 августа 1534, Рим) - итальянский философ и богослов, лидер томистской школы конца 15-1-й трети 16 в., представитель второй схоластики. Учился в Неаполе, Болонье и Падуе. В 1494 занял кафедру томистской метафизики в Падуанском университете, затем преподавал в Павии и Риме. С 1517 - кардинал, с 1519 - епископ Гаэты. В 1518 как папский легат в Германии обсуждал с Лютером его тезисы. Дискуссия, в которой был затронут ряд доктринальных проблем, имеющих отношение к обоснованию практики индульгенций, в частности, соотношение веры и благодати, подаваемой в таинствах крещения и причастия, вопрос о смысле - "сокровищницы" заслуг, приобретенных Христом, не привела к согласию и закончилась осуждением Лютера.
Каэтан первым начал использовать "Сумму теологии" Фомы Аквинского в качестве основного учебника богословия. Его обширный комментарий к "Сумме" оказал большое влияние на формирование католической теологии. Комментируя аристотелевские сочинения, показывал, что Аристотель никогда не был "хорошим томистом". Вопрос же о том, насколько образцовым томистом был сам Томмазо де Вио в осмыслении ключевых онтологических категорий (сущее, сущность, бытие), остается дискуссионным. Он отстаивал (особенно в полемике со скотистами) традиционное томистское положение о реальном различии в творениях сущности и актуального бытия, но в трактовке сущности, идя - "назад к Аристотелю", отошел от Фомы Аквинского в сторону эссенциализма. Рассматривая реальное бытие прежде всего как актуальность, а не как совершенство, считал "бытие актуального существования" (esse actualis existentiae) пределом овеществления и объективации - "бытия сущности" (esse essentiae). В целом онтология Томмазо де Вио является гораздо менее континуалистской, чем онтологическое учение Аквината; для нее характерен контраст между метафизикой чистой сущности и метафизикой существования. Оказал влияние на Педру да Фонсека и некоторых других представителей второй схоластики.
M, А. Гарнцев
Комментарии: (2)